Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и
условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под
специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения
и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В ДОУ разработана и реализуется адаптированная основная
образовательная программа дошкольного образования (далее - АОП ДО) учитывающая
особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ (п. 28
ст. 2 ФЗ № 273);
Функционирует группа компенсирующей направленности для детей
с ОВЗ имеющих тяжёлые нарушения речи (ТНР).
С целью создания оптимальных условий обучения, развития,
социализации и адаптации обучающихся в ДОУ создан психолого-педагогический
консилиум (ППК), в состав которого входят специалисты и воспитатели ДОУ.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ нет специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся групповое помещение и кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованных помещениях:групповое помещение, музыкальный и спортивный залы, кабинеты учителя-логопеда, педагога - психолога, комната психологической разгрузки.
Кабинет педагога -
психолога
• Коррекционные занятия с детьми, в том
числе инвалидами и лицами с ОВЗ и взрослыми, психогимнастика, индивидуальная
работа;
• Развитие эмоционально-волевой сферы
ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие деятельности и
поведения детей.
Кабинет учителя -
логопеда
• Индивидуальные и подгрупповые занятия
с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами:
• Формирование правильного
звукопроизношения, развитие речи детей
Музыкальный зал
• Утренняя гимнастика, праздники,
досуги, занятия, индивидуальная работа, релаксация:
• Развитие музыкальных способностей
детей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, их эмоционально-волевой сферы
Спортивный зал
• Утренняя гимнастика, спортивные
праздники, занятия по физическому воспитанию, досуги:
• Укрепление здоровья детей, в том числе
инвалидов и лиц с ОВЗ, приобщение к здоровому образу жизни, развитие
способности к воспитанию и передачи движений
Комната психологической
разгрузки
• Улучшение эмоционального состояния
дошкольников;
• Предупреждение и снятие физической
усталости и психологического утомления в условиях образовательной деятельности;
• Профилактика эмоционально-стрессового
состояния путём коррекции личностных качеств инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации практических занятий в ДОУ имеется кабинет (место) для логопеда
оснащенное специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: дидактическими играми для индивидуальных и
подгрупповых занятий с детьми.
Учебно-методические
пособия:
для коррекционной логопедической работы:
- по фонетическому восприятию (наборы картинок,
тетради для развития фонетического слуха);
- по лексическому запасу (дидактические игры,
наборы картинок);
- по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам:
а) картотеки: (артикуляционная гимнастика в
картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы
предметных картинок по лексическим
темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально отведенного
помещения для библиотеки в учреждении нет. Вся художественная, учебная и
методическая литература, медиатека находится в методическом кабинете, в группах,
в кабинетах специалистов.
Книжный фонд
методического кабинета можно условно разделить:
- методическая и
справочная литература для педагогов;
- познавательная литература, сборники сказок, малых фольклорных форм, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спорт в жизни детей очень важен. В ДОУ для детей предусмотрены: спортивный зал, бассейн, спортивные уголки и спортивная площадка на территории ДОУ. Все объекты оснащены необходимым спортивным инвентарём и оборудованием, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (АОП ДОО).
При использовании
специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые
образовательные потребности детей, используется дифференцированное и
индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а
также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных
и групповых коррекционных занятиях.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В целях обеспечения
доступности услуг для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей, в детском саду созданы специальные
условия, в т.ч. доступ в здание детского сада инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья:
- главный вход в здание
детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте для
оказания ситуационной помощи..
-вход в здание детского
сада имеет безбарьерный въезд, на входе имеется пандус для
инвалидов-колясочников.
- на входных дверях, а
также на лестничных пролётах здания имеется контрастная маркировка для
слабовидящих;
- имеется наличие
альтернативной версии официального сайта Образовательного учреждения для
слабовидящих и слабослышащих.
В детском саду
разработана памятка для инвалидов по вопросам получения услуг и помощи со
стороны персонала на объекте, которая размещена на официальном сайте ДОО, также разработана
"Инструкция о порядке оказания ситуативной помощи инвалидам и других
маломобильным гражданам при их личном обращении".
Специальные условия питания
В ДОУ организовано
сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32
"Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным
заведующим ДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не
предусмотрены.
Специальные условия охраны здоровья
Основной задачей медицинского и педагогического персонала ДОУ является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются.
С целью снижения
заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя
и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные
ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в
течение дня).
В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном
соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно
проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ создано единое
информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью,
выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности
к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта
для инвалидов по зрению. Локальная сеть состоит из кабельной сети и Wi-Fi.
Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании
услуг с оператором связи ОАО "Ростелеком". Интернет используется для
следующих целей:
- работы с компьютерными
справочниками, электронными библиотеками;
- поиска дополнительной
информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных
планов;
самообразования педагогов ДОУ;
- участия в
онлайн-коференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других
педагогических мероприятий педагогов ДОУ;
- просмотров
познавательно-образовательных программ для воспитанников (в том числе групп
компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Непосредственный доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Полезные ссылки для
педагогических работников:
- официальный сайт
Министерства образования и науки Российской Федерации
https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
- федеральный портал
"Российское образование" http://www.edu.ru
- информационная система
"Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru
- единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов http://schol-collection.edu.ru
- федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Для педагогов:
1.Дошкольник RU
http://doshkolnik.ru/scenary.php
2.Использование ИКТ в ДОУ
http://yesnet.purpe.ru/oldsiteuo/seminar/it.htm
3. Воспитание детей
дошкольного возраста в ДОУ http://doshvozrast.ru/index.htm
4.Российский
общеобразовательный портал (Дошкольное образование)
http://www.school.edu.ru/catalog.asp?Cat_ob_no=145
5.Раннее развитие детей
http://www.danilova.ru/storage/present.htm
6.Логопедический портал –
всероссийский образовательный сайт http://logoportal.ru/
7. Детсад
http://detsad-kitty.ru/
8. Маам.ру –
международный образовательный портал maam.ru
Для детей и родителей:
1."Детсад" -
сайт для детей и взрослых http://detsad-kitty.ru
2."Умка - Детский
развивающий сайт" http://www.1umka.ru
3. Игры каждый день
http://children.kulichki.net
4. Детский сайт: уход,
игры, сказки, массаж для малышей http://www.didicall.ru
5. Прочитай-ка, детский
сказочный журнал http://www.cofe.ru/read-ka
Мультфильм о толерантности к детям с ОВЗ.
Про Диму https://clck.ru/Z62qY
Макраполис https://clck.ru/Z62zm
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В ДОУ используются следующие технические средства коллективного и индивидуального
пользования, в том числе для работы с лицами с ОВЗ и детьми инвалидами: музыкальный центр,
телевизоры, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон.